Todogood: как привлечь в некоммерческий проект волонтеров

Мария Акулич и Анастасия Машерова рассказали, как устроена работа платформы todogood. Фото: Мария Борисёнок.
Мария Аку­лич и Ана­ста­сия Маше­ро­ва рас­ска­за­ли, как устро­е­на рабо­та плат­фор­мы todogood. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Рro bono – это про­фес­си­о­наль­ные услу­ги неком­мер­че­ским, бла­го­тво­ри­тель­ным, обще­ствен­ным и дру­гим орга­ни­за­ци­ям, кото­рые спе­ци­а­ли­сты ока­зы­ва­ют бес­плат­но или по сим­во­ли­че­ской цене. О том, как рабо­тать с pro bono волон­те­ра­ми, какие есть фор­ма­ты рабо­ты и как под­дер­жи­вать моти­ва­цию волон­те­ров, рас­ска­за­ли про­грамм­ный дирек­тор плат­фор­мы todogood Ана­ста­сия Маше­ро­ва и руко­во­ди­тель по рабо­те с НКО Мария Аку­лич на мита­пе Теп­ли­цы.

Митап про­шел 25 апре­ля 2019 года при под­держ­ке Цен­тра раз­ви­тия обще­ствен­ных ини­ци­а­тив «Бла­го­сфе­ра».

Анастасия Машерова. Фото: Мария Борисёнок.
Ана­ста­сия Маше­ро­ва. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Todogood – плат­фор­ма соци­аль­ных изме­не­ний, кото­рая поз­во­ля­ет про­фес­си­о­на­лам из мира биз­не­са при­ме­нить свои талант и опыт в реше­нии стра­те­ги­че­ских задач неком­мер­че­ско­го сек­то­ра. Плат­фор­ма запу­сти­лась в 2016 году.

«Из биз­не­са пока еще не очень мно­го людей стре­мит­ся перей­ти рабо­тать в бла­го­тво­ри­тель­ность, но уже есть мно­го иссле­до­ва­ний о том, что поко­ле­ния меня­ют­ся и моло­дые ста­вят себе кон­крет­ные жиз­нен­ные цели дости­гать каких-то резуль­та­тов за пре­де­ла­ми сво­е­го рабо­че­го места». Ана­ста­сия Маше­ро­ва

Как происходит работа

Орга­ни­за­ция фор­му­ли­ру­ет кон­крет­ную зада­чу, реше­ние кото­рой помо­жет ей и будет реа­ли­зо­вы­вать­ся после кон­суль­та­ции. По вре­ме­ни рабо­та над одним про­ек­том зани­ма­ет 2–4 меся­ца, это мини­мум 5–8 часов рабо­ты в неде­лю. Орга­ни­за­ция, плат­фор­ма и волон­те­ры под­пи­сы­ва­ют трех­сто­рон­нее согла­ше­ние о нераз­гла­ше­нии дан­ных или иной чув­стви­тель­ной инфор­ма­ции.

Собран­ные про­ект­ные коман­ды кон­суль­ти­ру­ют в сфе­рах мар­ке­тин­га, орга­ни­за­ци­он­ной струк­ту­ры, опре­де­ле­ния эффек­тив­но­сти стра­те­ги­че­ско­го раз­ви­тия фон­да.

Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Участ­ни­ки мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Со сто­ро­ны фон­дов мож­но выде­лить несколь­ко видов запро­сов: раз­ра­бот­ка стра­те­гии кор­по­ра­тив­но­го фанд­рай­зин­га, гран­то­вые стра­те­гии, стра­те­ги­че­ское управ­ле­ние, запуск новой про­грам­мы, орга­ни­за­ция меро­при­я­тия под ключ или обу­че­ние сотруд­ни­ков новым инстру­мен­там. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ют нали­чию ресур­сов у фон­да, что­бы при­ме­нять реко­мен­да­ции волон­те­ров.

«Наце­лен­ность на резуль­тат долж­на быть у двух сто­рон. Обе­им сто­ро­нам надо пони­мать, что если чело­век делал очень мно­го мар­ке­тин­го­вых ком­па­ний для боль­шо­го брен­да, то это не зна­чит, что он момен­таль­но пой­мет все про фонд». Ана­ста­сия Маше­ро­ва

Этапы работы над проектом

  • Этап 0. На эта­пе под­го­тов­ки идет фор­ми­ро­ва­ние тех­ни­че­ско­го зада­ния и коман­ды про­ек­та. Раз­ра­бот­ка ТЗ про­ис­хо­дит в виде про­дол­жи­тель­ной бесе­ды с орга­ни­за­ци­ей, после чего фор­ми­ру­ет­ся пред­ло­же­ние со сто­ро­ны todogood. На фор­ми­ро­ва­ние коман­ды ухо­дит от двух недель до меся­ца.
  • Этап 1. На эта­пе диа­гно­сти­ки про­ис­хо­дит зна­ком­ство коман­ды с орга­ни­за­ци­ей и рабо­чи­ми про­цес­са­ми, а так­же изу­че­ние луч­ших прак­тик, что­бы най­ти, как орга­ни­за­ции в дру­гих стра­нах реша­ли подоб­ные вопро­сы. На этом же эта­пе начи­на­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние гипо­тез.
  • Этап 2. Этап иссле­до­ва­ния вклю­ча­ет в себя про­ве­де­ние опро­са сре­ди целе­вой ауди­то­рии, фор­ми­ро­ва­ние порт­ре­та потен­ци­аль­но­го доно­ра.
  • Этап 3. Под­го­тов­ка реше­ния. На стра­те­ги­че­ском семи­на­ре про­ис­хо­дит раз­ра­бот­ка вари­ан­тов реше­ния зада­чи, фор­ми­ру­ют­ся KPI и пере­да­ют­ся все раз­ра­бо­тан­ные мате­ри­а­лы заказ­чи­ку. После состав­ля­ет­ся дорож­ная кар­та на 3–5 меся­цев, где опи­сы­ва­ет­ся, что нуж­но делать орга­ни­за­ции, что­бы реа­ли­зо­вать стра­те­гию. После трех меся­цев про­ис­хо­дит сбор обрат­ной свя­зи, повтор­ная стра­те­ги­че­ская сес­сия, что­бы понять, что полу­ча­ет­ся, а что нет.

«Нуж­но отка­зать­ся в пер­вый момент от сво­их пред­став­ле­ний о том, как решить зада­чу, ина­че вы чело­ве­ку не поз­во­ли­те мыс­лить за гори­зон­та­ми вашей теку­щей дея­тель­но­сти и того, чего вы уже доби­лись сего­дня. Нуж­но быть гото­вым к тому, что волон­те­ры будут чаще все­го это делать после рабо­ты и на выход­ных». Мария Аку­лич

О мотивации pro bono волонтеров

Коман­да todogood про­во­ди­ла внут­рен­нее иссле­до­ва­ние, что­бы опре­де­лить моти­ва­цию волон­те­ров. В резуль­та­те полу­чи­лось выде­лить 4 типа моти­ва­ции: эмо­ци­о­наль­ное удо­вле­тво­ре­ние, раци­о­наль­ные выго­ды, лич­ный успех, под­держ­ка груп­пы.

В каче­стве pro bono кон­суль­тан­тов чаще все­го высту­па­ют моло­дые про­фес­си­о­на­лы, кото­рые ищут, как при­ме­нить свои зна­ния. Так­же есть те, кто ищет обще­ния и рас­ши­ре­ния кру­га кон­так­тов.

Мотивы волонтеров. Слайд из презентации.
Моти­вы волон­те­ров. Слайд из пре­зен­та­ции.

«Основ­ная груп­па – это люди, кото­рые рабо­та­ют 5–7 лет в ком­па­ни­ях, в мар­ке­тин­ге, в кон­сал­тин­ге, ком­му­ни­ка­ци­ях и для них важ­но ока­зать­ся в кру­гу еди­но­мыш­лен­ни­ков, важ­но все, что каса­ет­ся само­ре­а­ли­за­ции и про­фес­си­о­наль­но­го раз­ви­тия». Ана­ста­сия Маше­ро­ва

Что­бы волон­те­ры ста­но­ви­лись частью сооб­ще­ства и воз­вра­ща­лись к новым про­ек­там, была при­ду­ма­на систе­ма отбо­ра про­ек­тов c пред­ва­ри­тель­ным собе­се­до­ва­ни­ем и про­вер­кой доку­мен­та­ции.

«Волон­те­ры у нас про­хо­дят систе­му отбо­ра, мы про­во­дим с ними интер­вью, они запол­ня­ют анкет­ные дан­ные. Мы созда­ем сооб­ще­ство с систе­мой ролей: люди, кото­рые с нами рабо­та­ют доль­ше, могут ста­но­вить­ся тим­ли­да­ми, затем мен­то­ра­ми». Ана­ста­сия Маше­ро­ва

Во вре­мя рабо­ты над про­ек­том у волон­те­ров есть коман­да, место и вре­мя для очных встреч. Гра­фик помо­га­ет оста­вать­ся вовле­чен­ным в про­ект и пони­мать зара­нее объ­ем сво­ей загруз­ки.

Пример работы с проектом «Дари еду»

Про­ект «Дари еду» помо­га­ет про­дук­та­ми пита­ния людям, ока­зав­шим­ся в слож­ной жиз­нен­ной ситу­а­ции. При­нять уча­стие в про­ек­те мож­но поло­жив про­дук­ты в про­дук­то­вые бок­сы, кото­рые уста­нов­ле­ны в мага­зи­нах. В 2019 году уста­нов­ле­но 34 бок­са в Москве и обла­сти, 10 бок­сов в Липец­ке, 5 – в Санкт-Петер­бур­ге, 5 – в Воро­не­же, 1 – в Брян­ске, 1 – в Пет­ро­за­вод­ске, 1 – в Бог­дан­ви­че, 1 – в Ниж­нем Нов­го­ро­де, 1 – в Обнин­ске, 2 – в Бузу­лу­ке.

Мария Акулич. Фото: Мария Борисёнок.
Мария Аку­лич. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Зада­ча для todogood была помочь раз­вить кор­по­ра­тив­ный фанд­рай­зинг. В ито­ге за вре­мя рабо­ты про­ве­де­но более 15 интер­вью с мене­дже­ра­ми по кор­по­ра­тив­ной соци­аль­ной ответ­ствен­но­сти в круп­ных ком­па­ни­ях, что­бы выяс­нить, что мог­ло бы их заин­те­ре­со­вать в сотруд­ни­че­стве с «Дари еду». В ито­ге сфор­ми­ро­ва­но цен­ност­ное пред­ло­же­ние для рабо­ты с биз­не­сом.

«Про­ект с «Дари еду» закон­чил­ся в кон­це авгу­ста 2018 года и к сере­дине нояб­ря у них уже был резуль­тат. Они заклю­чи­ли дого­вор с Липец­ким метал­лур­ги­че­ским ком­би­на­том. Это круп­ный для них парт­нер, с хоро­шим финан­си­ро­ва­ни­ем, кото­рый помо­га­ет им раз­ви­вать­ся, раз­ме­щать бок­сы, при­вле­кать намно­го боль­шее коли­че­ство людей, и они по сути встро­и­лись в стра­те­гию соци­аль­ной ответ­ствен­но­сти ком­па­нии». Мария Аку­лич

Как организации подать заявку

Плат­фор­ма todogood пред­ла­га­ет три вари­ан­та сотруд­ни­че­ства.

  • Откры­тый набор с опла­той мини­маль­ной орга­ни­за­ци­он­ной став­ки – 150 тыс. руб. Плат­фор­ма созда­ет всю инфра­струк­ту­ру, кон­тро­ли­ру­ет про­цесс на всех эта­пах, фор­ми­ру­ет коман­ды, выби­ра­ет мен­то­ров.
  • Вари­ант кор­по­ра­тив­но­го парт­не­ра. Это пол­но­цен­ный pro bono про­ект, но в коман­де pro bono сотруд­ни­ки кон­крет­ной орга­ни­за­ции.
  • Фор­мат «Кейс дня». В рабо­ту берет­ся одна неболь­шая зада­ча от фон­да: раз­ра­бот­ка меро­при­я­тия, ана­лиз соц­се­тей. «Кейс дни» про­во­дят­ся как в парт­нер­стве с кон­крет­ной ком­па­ни­ей, так и с при­гла­ше­ни­ем всех участ­ни­ков сооб­ще­ства todogood.

Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Участ­ни­ки мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Обыч­но запус­ка­ет­ся по 8 про­ек­тов каж­дые 2 меся­ца. Так­же есть еже­год­ный грант todogood и воз­мож­ность бес­плат­но полу­чить кон­суль­та­ции. Бли­жай­ший набор ожи­да­ет­ся осе­нью.

Пол­ный спи­сок доку­мен­тов, кото­рый тре­бу­ет­ся при рабо­те с плат­фор­мой, смот­ри­те в пре­зен­та­ции спи­ке­ров.

Скачать презентацию в формате PDF.