Todogood: как привлечь в некоммерческий проект волонтеров

Как поддерживать мотивацию волонтеров и выстроить с ними работу

Рro bono – это профессиональные услуги некоммерческим, благотворительным, общественным и другим организациям, которые специалисты оказывают бесплатно или по символической цене. О том, как работать с pro bono волонтерами, какие есть форматы работы и как поддерживать мотивацию волонтеров, рассказали программный директор платформы todogood Анастасия Машерова и руководитель по работе с НКО Мария Акулич на митапе Теплицы.

Митап прошел 25 апреля 2019 года при поддержке Центра развития общественных инициатив «Благосфера».

Анастасия Машерова. Фото: Мария Борисёнок.
Анастасия Машерова. Фото: Мария Борисёнок.

Todogood – платформа социальных изменений, которая позволяет профессионалам из мира бизнеса применить свои талант и опыт в решении стратегических задач некоммерческого сектора. Платформа запустилась в 2016 году.

«Из бизнеса пока еще не очень много людей стремится перейти работать в благотворительность, но уже есть много исследований о том, что поколения меняются и молодые ставят себе конкретные жизненные цели достигать каких-то результатов за пределами своего рабочего места». Анастасия Машерова

Как происходит работа

Организация формулирует конкретную задачу, решение которой поможет ей и будет реализовываться после консультации. По времени работа над одним проектом занимает 2-4 месяца, это минимум 5-8 часов работы в неделю. Организация, платформа и волонтеры подписывают трехстороннее соглашение о неразглашении данных или иной чувствительной информации.

Собранные проектные команды консультируют в сферах маркетинга, организационной структуры, определения эффективности стратегического развития фонда.

Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.

Со стороны фондов можно выделить несколько видов запросов: разработка стратегии корпоративного фандрайзинга, грантовые стратегии, стратегическое управление, запуск новой программы, организация мероприятия под ключ или обучение сотрудников новым инструментам. Особое внимание уделяют наличию ресурсов у фонда, чтобы применять рекомендации волонтеров.

«Нацеленность на результат должна быть у двух сторон. Обеим сторонам надо понимать, что если человек делал очень много маркетинговых компаний для большого бренда, то это не значит, что он моментально поймет все про фонд». Анастасия Машерова

Этапы работы над проектом

  • Этап 0. На этапе подготовки идет формирование технического задания и команды проекта. Разработка ТЗ происходит в виде продолжительной беседы с организацией, после чего формируется предложение со стороны todogood. На формирование команды уходит от двух недель до месяца.
  • Этап 1. На этапе диагностики происходит знакомство команды с организацией и рабочими процессами, а также изучение лучших практик, чтобы найти, как организации в других странах решали подобные вопросы. На этом же этапе начинается формирование гипотез.
  • Этап 2. Этап исследования включает в себя проведение опроса среди целевой аудитории, формирование портрета потенциального донора.
  • Этап 3. Подготовка решения. На стратегическом семинаре происходит разработка вариантов решения задачи, формируются KPI и передаются все разработанные материалы заказчику. После составляется дорожная карта на 3-5 месяцев, где описывается, что нужно делать организации, чтобы реализовать стратегию. После трех месяцев происходит сбор обратной связи, повторная стратегическая сессия, чтобы понять, что получается, а что нет.

«Нужно отказаться в первый момент от своих представлений о том, как решить задачу, иначе вы человеку не позволите мыслить за горизонтами вашей текущей деятельности и того, чего вы уже добились сегодня. Нужно быть готовым к тому, что волонтеры будут чаще всего это делать после работы и на выходных». Мария Акулич

О мотивации pro bono волонтеров

Команда todogood проводила внутреннее исследование, чтобы определить мотивацию волонтеров. В результате получилось выделить 4 типа мотивации: эмоциональное удовлетворение, рациональные выгоды, личный успех, поддержка группы.

В качестве pro bono консультантов чаще всего выступают молодые профессионалы, которые ищут, как применить свои знания. Также есть те, кто ищет общения и расширения круга контактов.

Мотивы волонтеров. Слайд из презентации.
Мотивы волонтеров. Слайд из презентации.

«Основная группа – это люди, которые работают 5-7 лет в компаниях, в маркетинге, в консалтинге, коммуникациях и для них важно оказаться в кругу единомышленников, важно все, что касается самореализации и профессионального развития». Анастасия Машерова

Чтобы волонтеры становились частью сообщества и возвращались к новым проектам, была придумана система отбора проектов c предварительным собеседованием и проверкой документации.

«Волонтеры у нас проходят систему отбора, мы проводим с ними интервью, они заполняют анкетные данные. Мы создаем сообщество с системой ролей: люди, которые с нами работают дольше, могут становиться тимлидами, затем менторами». Анастасия Машерова

Во время работы над проектом у волонтеров есть команда, место и время для очных встреч. График помогает оставаться вовлеченным в проект и понимать заранее объем своей загрузки.

Пример работы с проектом «Дари еду»

Проект «Дари еду» помогает продуктами питания людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Принять участие в проекте можно положив продукты в продуктовые боксы, которые установлены в магазинах. В 2019 году установлено 34 бокса в Москве и области, 10 боксов в Липецке, 5 – в Санкт-Петербурге, 5 – в Воронеже, 1 – в Брянске, 1 – в Петрозаводске, 1 – в Богданвиче, 1 – в Нижнем Новгороде, 1 – в Обнинске, 2 – в Бузулуке.

Мария Акулич. Фото: Мария Борисёнок.
Мария Акулич. Фото: Мария Борисёнок.

Задача для todogood была помочь развить корпоративный фандрайзинг. В итоге за время работы проведено более 15 интервью с менеджерами по корпоративной социальной ответственности в крупных компаниях, чтобы выяснить, что могло бы их заинтересовать в сотрудничестве с «Дари еду». В итоге сформировано ценностное предложение для работы с бизнесом.

«Проект с «Дари еду» закончился в конце августа 2018 года и к середине ноября у них уже был результат. Они заключили договор с Липецким металлургическим комбинатом. Это крупный для них партнер, с хорошим финансированием, который помогает им развиваться, размещать боксы, привлекать намного большее количество людей, и они по сути встроились в стратегию социальной ответственности компании». Мария Акулич

Как организации подать заявку

Платформа todogood предлагает три варианта сотрудничества.

  • Открытый набор с оплатой минимальной организационной ставки – 150 тыс. руб. Платформа создает всю инфраструктуру, контролирует процесс на всех этапах, формирует команды, выбирает менторов.
  • Вариант корпоративного партнера. Это полноценный pro bono проект, но в команде pro bono сотрудники конкретной организации.
  • Формат «Кейс дня». В работу берется одна небольшая задача от фонда: разработка мероприятия, анализ соцсетей. «Кейс дни» проводятся как в партнерстве с конкретной компанией, так и с приглашением всех участников сообщества todogood.
Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.

Обычно запускается по 8 проектов каждые 2 месяца. Также есть ежегодный грант todogood и возможность бесплатно получить консультации. Ближайший набор ожидается осенью.

Полный список документов, который требуется при работе с платформой, смотрите в презентации спикеров.

Скачать презентацию в формате PDF.