Екатерина Кочнева: каким должно быть сообщество благотворительной организации Вконтакте

Екатерина Кочнева рассказала, чем может быть полезна для НКО программа «Благотворительность ВКонтакте». Фото: Виталий Есипов.
Екатерина Кочнева рассказала, чем может быть полезна для НКО программа «Благотворительность ВКонтакте». Фото: Виталий Есипов.

«Бла­го­тво­ри­тель­ность ВКон­так­те» – про­грам­ма соци­аль­ной сети, кото­рая уже год раз­ви­ва­ет воз­мож­но­сти пло­щад­ки для бла­го­тво­ри­тель­ных орга­ни­за­ций. О про­грам­ме и о том, как бла­го­тво­ри­тель­ным орга­ни­за­ци­ям исполь­зо­вать ВКон­так­те, рас­ска­за­ла руко­во­ди­тель направ­ле­ния «Бла­го­тво­ри­тель­ность ВКон­так­те» Ека­те­ри­на Коч­не­ва.

Митап Теп­ли­цы про­шел в Санкт-Петер­бур­ге 28 мар­та 2018 года.

Направления работы программы

Про­грам­ма была запу­ще­на в фев­ра­ле 2017 года. Коман­да ВКон­так­те и ранее уде­ля­ла вни­ма­ние теме бла­го­тво­ри­тель­но­сти, но с появ­ле­ни­ем про­грам­мы нача­лась систем­ная рабо­та с фон­да­ми и соци­аль­ны­ми про­ек­та­ми. Мис­сия про­грам­мы – повы­ше­ние дове­рия жерт­во­ва­те­лей к бла­го­тво­ри­тель­ным орга­ни­за­ци­ям и пере­на­прав­ле­ние вни­ма­ния жерт­во­ва­те­лей с част­ных сбо­ров на про­фес­си­о­наль­ную бла­го­тво­ри­тель­ность. Для это­го про­грам­ма рабо­та­ет по четы­рем направ­ле­ни­ям.

  • Регу­ли­ро­ва­ние част­но­го сбо­ра средств. Сотруд­ни­ки про­грам­мы кон­тро­ли­ру­ют прось­бы о помо­щи, сбо­ры от част­ных лиц. Для это­го они запра­ши­ва­ют с полу­ча­те­лей пожерт­во­ва­ний все под­твер­жда­ю­щие доку­мен­ты и финан­со­вую отчет­ность. Все слу­чаи част­ных сбо­ров отсле­дить невоз­мож­но, имен­но поэто­му про­грам­ма уде­ля­ет боль­шее вни­ма­ние раз­ви­тию про­фес­си­о­наль­ной бла­го­тво­ри­тель­но­сти.
  • Про­тив мошен­ни­че­ства в бла­го­тво­ри­тель­но­сти в целом. Сотруд­ни­ки про­грам­мы пре­се­ка­ют рабо­ту мошен­ни­че­ских фон­дов, кото­рые осо­бен­но акти­ви­зи­ру­ют­ся после боль­ших тра­ге­дий. Так­же в служ­бе под­держ­ки про­грам­мы помо­гут разо­брать­ся, если кто-то исполь­зу­ет лого­тип или имя ваше­го фон­да.
  • Спец­про­ек­ты. Напри­мер, в апре­ле 2018 года был запу­щен спец­про­ект сов­мест­но с бла­го­тво­ри­тель­ным фон­дом «Выход» и рэпе­ром Бастой. Нуж­но было прой­ти тест и полу­чить ответ на вопрос «Все­гда ли я посту­паю как чело­век, когда встре­ча­юсь с людь­ми, не похо­жи­ми на меня?». Каж­дый, кто отве­тил на все вопро­сы, полу­чил от Басты спе­ци­аль­ный бла­го­тво­ри­тель­ный пода­рок ВКон­так­те.
  • Рабо­та с НКО.

Благотворительность ВК для НКО

  • Сов­мест­ные спец­про­ек­ты. Если у ваше­го фон­да есть идеи, мож­но обра­тить­ся в про­грам­му, и они рас­смот­рят ваше пред­ло­же­ние. Для это­го вы може­те напи­сать сооб­ще­ние в груп­пе или отпра­вить пись­мо на элек­трон­ную почту: [email protected]

«Напри­мер, мы запус­ка­ем кон­курс соци­аль­ной фото­гра­фии вме­сте с Фон­дом Доно­ров, побе­ди­те­ли полу­чат приз от Фон­да Доно­ров и реклам­ную кам­па­нию от ВК. Для того что­бы быть в кур­се подоб­ных воз­мож­но­стей, сле­ди­те за ново­стя­ми в паб­ли­ке». Ека­те­ри­на Коч­не­ва

  • Кар­та фон­дов и орга­ни­за­ций. Это спи­сок вери­фи­ци­ро­ван­ных орга­ни­за­ций, кото­рые могут полу­чать гран­ты на бес­плат­ную рекла­му в ВК и дру­гую под­держ­ку от про­грам­мы, такую, как спец­про­ек­ты и посты в паб­ли­ке.

«Сей­час мы вери­фи­ци­ру­ем очень огра­ни­чен­ное коли­че­ство орга­ни­за­ций, пото­му что мы пока недо­ста­точ­но экс­перт­ны и ква­ли­фи­ци­ро­ва­ны для оцен­ки орга­ни­за­ций. Поэто­му мы вери­фи­ци­ру­ем очень осто­рож­но и вни­ма­тель­но и вклю­ча­ем в кар­ту толь­ко те орга­ни­за­ции, в кото­рых мы пол­но­стью уве­ре­ны и кото­рые ведут актив­но и эффек­тив­но сооб­ще­ства на нашем сай­те». Ека­те­ри­на Коч­не­ва

  • Обра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма. Подроб­ный видео­курс о том, как запус­кать рекла­му, как общать­ся с поль­зо­ва­те­ля­ми, как повы­шать эффек­тив­ность дея­тель­но­сти. Про­грам­ма будет обнов­лять­ся, в ско­ром вре­ме­ни пла­ни­ру­ют­ся лек­ции от экс­пер­тов циф­ро­вых агентств.
  • Кон­курс гран­тов. Раз в несколь­ко меся­цев в паб­ли­ке про­грам­мы про­во­дит­ся кон­курс на про­дви­же­ние реклам­ной кам­па­нии бла­го­тво­ри­тель­но­го про­ек­та. В кон­кур­се могут при­нять уча­стие как вери­фи­ци­ро­ван­ные, так и не вери­фи­ци­ро­ван­ные НКО. Стар­то­вая сум­ма под­держ­ки – десять тысяч руб­лей. В слу­чае эффек­тив­но­го исполь­зо­ва­ния этой сум­мы мож­но полу­чить допол­ни­тель­ные сред­ства для дости­же­ния необ­хо­ди­мо­го резуль­та­та. Сле­ду­ю­щий кон­курс запла­ни­ро­ван на лето 2018 года.

Про­грам­ма «Бла­го­тво­ри­тель­ность ВК» не ока­зы­ва­ет под­держ­ку орга­ни­за­ци­ям, соби­ра­ю­щим на рек­ви­зи­ты физи­че­ских лиц.

Екатерина Кочнева. Фото: Виталий Есипов
Ека­те­ри­на Коч­не­ва. Фото: Вита­лий Еси­пов.

Эффективная работа в ВК

Самый глав­ный инстру­мент для обще­ния с ауди­то­ри­ей в ВК – это сооб­ще­ство. Чер­ты эффек­тив­но­го сооб­ще­ства такие:

  • нали­чие визу­аль­но­го ряда, кото­рый запол­нен в соот­вет­ствии с трен­да­ми послед­не­го дня, с исполь­зо­ва­ни­ем лого­ти­па и облож­ки;
  • демон­стра­ция функ­ци­о­наль­но­сти. Опи­са­ние дея­тель­но­сти орга­ни­за­ции, ее пла­нов и целей, визу­а­ли­за­ция дея­тель­но­сти, исполь­зо­ва­ние фото, видео, при­ло­же­ний и лон­гри­дов;
  • инте­рес. Несмот­ря на слож­ность тем, нега­ти­ва долж­но быть как мож­но мень­ше. Сооб­ще­ство долж­но вызы­вать эмо­ции, но не дово­дить поль­зо­ва­те­ля до отча­я­ния.

«Сна­ча­ла может пока­зать­ся, что людям не очень инте­рес­но читать про слож­ные темы, кото­ры­ми зани­ма­ют­ся бла­го­тво­ри­тель­ные орга­ни­за­ции, так как это не очень радост­но. Но любую инфор­ма­цию мож­но пред­ста­вить инте­рес­но, и вокруг любой инфор­ма­ции мож­но собрать инфо­по­во­ды, кото­рые будут инте­рес­ны вашей ауди­то­рии». Ека­те­ри­на Коч­не­ва

  • Откры­тость. Есть очень мно­го сооб­ществ, до кото­рых не досту­чать­ся, с бла­го­тво­ри­тель­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми тако­го быть не долж­но. Для это­го мож­но исполь­зо­вать воз­мож­ность под­клю­че­ния сооб­ще­ний в сооб­ще­стве. Мно­гие боят­ся спа­ма с прось­ба­ми не по адре­су, но для таких слу­ча­ев мож­но под­клю­чить шаб­лон авто­от­ве­та. Долж­ны быть раз­ме­ще­ны кон­так­ты чело­ве­ка, с кото­рым мож­но свя­зать­ся напря­мую, или хотя бы ука­зан адрес элек­трон­ной почты. Сто­ит открыть ком­мен­та­рии, в обрат­ном слу­чае людям не будет понят­но, зачем вы пише­те. Мож­но исполь­зо­вать раз­дел «Живые обсуж­де­ния» для обще­ния с поль­зо­ва­те­ля­ми. Этот же раз­дел мож­но исполь­зо­вать для тек­ста, кото­рый не поме­стил­ся в раз­дел «Инфор­ма­ция»: напри­мер, пере­чень парт­не­ров, инфор­ма­ция о том, как стать волон­те­ром, отчет о дея­тель­но­сти за послед­ний пери­од.
  • Без­опас­ность. Зло­умыш­лен­ни­ки могут попасть в вашу груп­пу, оста­вить там свои рек­ви­зи­ты и полу­чать пожерт­во­ва­ния вме­сто вас. Что­бы тако­го не слу­чи­лось, не назна­чай­те в свою груп­пу слу­чай­ных и неиз­вест­ных людей, раз­гра­ни­чи­вай­те уро­вень досту­па для управ­ле­ния вашим сооб­ще­ством. Так­же сооб­ще­ство могут взло­мать через ваш лич­ный акка­унт, поэто­му при­ме­няй­те слож­ные паро­ли. Не при­вя­зы­вай­те стра­ни­цу к номе­ру теле­фо­на, кото­рым уже не вла­де­е­те. Реко­мен­ду­ет­ся в каче­стве ава­та­ра поста­вить вашу насто­я­щую фото­гра­фию и исполь­зо­вать двух­фак­тор­ную аутен­ти­фи­ка­цию. Еще один риск – фишинг, это пись­ма со ссыл­ка­ми, кото­рые вы може­те полу­чить от сооб­ществ или дру­зей, кото­рые были взло­ма­ны. Обыч­но по ссыл­ке вас попро­сят вве­сти ваш логин и пароль. Нико­гда не вво­ди­те свои дан­ные на сто­рон­них сай­тах и не пере­хо­ди­те по подо­зри­тель­ным ссыл­кам.

Для управ­ле­ния сооб­ще­ством хоро­шо исполь­зо­вать при­ло­же­ние VKadmin, оно поз­во­ля­ет полу­чать уве­дом­ле­ния о всей актив­но­сти, кото­рая про­ис­хо­дит в вашей груп­пе, управ­лять ею и реа­ги­ро­вать.

Использование приложений

Сей­час у каж­до­го сооб­ще­ства есть воз­мож­ность под­клю­чить одно­вре­мен­но до трех при­ло­же­ний. Функ­ции кото­рые могут быть полез­ны бла­го­тво­ри­тель­ным орга­ни­за­ци­ям.

  • Тесты. С помо­щью них вы може­те вовле­кать людей в актив­ность и полу­чать от них обрат­ную связь и инфор­ма­цию.
  • Опро­сы. Поз­во­ля­ют позна­ко­мить­ся с вашей ауди­то­ри­ей, узнать, кто они, отку­да и поче­му состо­ят в вашем сооб­ще­стве.
  • Заяв­ки. Полез­ны для созда­ния базы кон­так­тов или волон­те­ров, реги­стра­ции участ­ни­ков на меро­при­я­тия.
  • Пожерт­во­ва­ния. При­ло­же­ние поз­во­ля­ет соби­рать пожерт­во­ва­ния при помо­щи под­клю­че­ния сер­ви­сов онлайн-пла­те­жей и под­пи­сы­вать­ся на еже­ме­сяч­ные пожерт­во­ва­ния.

Привлечение аудитории

Для того что­бы ваше сооб­ще­ство было эффек­тив­ным, у него долж­ны быть чита­те­ли. Ека­те­ри­на выде­ли­ла 4 основ­ных спо­со­ба их при­вле­че­ния.

  • Сара­фан­ное радио. Чем инте­рес­нее мате­ри­ал, кото­рый вы пуб­ли­ку­е­те, тем боль­шее рас­про­стра­не­ние он полу­ча­ет и боль­ше пуб­ли­ки вовле­ка­ет­ся.
  • Парт­не­ры. Сооб­ще­ства и груп­пы, кото­рые пуб­ли­ку­ют о вас инфор­ма­цию. Подоб­ные посты о бла­го­тво­ри­тель­ных орга­ни­за­ци­ях не вос­при­ни­ма­ют­ся ВК как рекла­ма в сооб­ще­стве и не вли­я­ют на лимит в пять реклам­ных постов в день.
  • Актив­но­сти. Опро­сы, флеш­мо­бы, хэш­те­ги.
  • Рекла­ма. О том, как настро­ить рекла­му, смот­ри­те в скрин­ка­сте Теп­ли­цы.

Скачайте презентацию Екатерины Кочневой в формате PDF.