Как создавать и публиковать контент виртуальной реальности: инструменты и примеры

В Перми обсудили возможности использования виртуальной реальности среди активистов. Фото: Иван Печищев.
В Перми обсудили возможности использования виртуальной реальности среди активистов. Фото: Иван Печищев.
21 апре­ля 2016 года в Пер­ми состо­ял­ся митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий на тему «Тех­но­ло­гии вир­ту­аль­ной реаль­но­сти для граж­дан­ских акти­ви­стов». Участ­ни­ки изу­чи­ли воз­мож­но­сти созда­ния кон­тен­та вир­ту­аль­ной реаль­но­сти (VR-кон­тент), посмот­ре­ли сце­на­рии его исполь­зо­ва­ния и загля­ну­ли в вир­ту­аль­ную реаль­ность с помо­щью VR-очков. Сво­им опы­том поде­лил­ся Тимо­фей Дуб­ров­ских, циф­ро­вой акти­вист, автор и орга­ни­за­тор про­ек­тов «Абсо­лют­но бес­плат­ная ярмар­ка»«Живая биб­лио­те­ка» и «Эко­так­си».
  • Вир­ту­аль­ная реаль­ность дает ощу­ще­ни­яе при­сут­ствия и вызы­ва­ет силь­ный эмо­ци­о­наль­ный эффект. Даль­ней­шее раз­ви­тие тех­но­ло­гий может сте­реть гра­ни­цы меж­ду реаль­но­стью и вир­ту­аль­но­стью. По иссле­до­ва­ни­ям Стэн­форд­ско­го уни­вер­си­те­та, поло­ви­на детей, наде­вав­ших VR-очки, вос­при­ни­ма­ют опыт вир­ту­аль­ной реаль­но­сти как реаль­ный.
  • Суще­ству­ю­щие устрой­ства вир­ту­аль­ной реаль­но­сти мож­но раз­де­лить на несколь­ко групп: VR-очки (кар­тон­ные Google Сardboard или пла­сти­ко­вые) и шле­мы VR (Oculus Rift, HTC Vive, Sony PlayStation VR). Вто­рая груп­па, обла­дая про­дви­ну­той опти­кой и встро­ен­ны­ми кон­трол­ле­ра­ми, счи­та­ет­ся самой про­дви­ну­той тех­но­ло­ги­ей на сего­дняш­ний день.
  • Один из путей созда­ния VR-кон­тен­та – вир­ту­аль­ные туры. Мож­но созда­вать такие же 360-гра­дус­ные фото­гра­фии, как в Google Street View и Яндекс-пано­ра­мах.
  • 360-гра­дус­ные фото­гра­фии мож­но созда­вать с помо­щью мобиль­но­го устрой­ства, уста­но­вив спе­ци­аль­ное при­ло­же­ние: Panorama 360 (Android, iOS), Google Кар­ты (Android, iOS), Photosynth (iOS).
  • Мак­си­маль­но­го каче­ства мож­но достичь, исполь­зуя пол­но­кад­ро­вую каме­ру, шта­тив с пано­рам­ной голов­кой и объ­ек­тив «рыбий глаз». Сде­лай­те ряд фото­гра­фий с повто­ря­ю­щи­ми частя­ми, а потом «собе­ри­те» пано­ра­му с помо­щью спе­ци­аль­ных про­грамм. Напри­мер, PTGui Stitching, Hugin, Image Composite Editor. Для пуб­ли­ка­ции в Интер­не­те файл пано­ра­мы мож­но загру­зить на сер­вис 360cities.
Тимофей Дубровских Фото: Иван Печищев.
Тимо­фей Дуб­ров­ских Фото: Иван Печи­щев.
При­ме­ры вир­ту­аль­ных туров Тимо­фея Дуб­ров­ских:

О 360-градусных видео

  • Еще одно направ­ле­ние VR-кон­тен­та – созда­ние 360-гра­дус­но­го видео. Для его созда­ния сего­дня исполь­зу­ют либо слож­ные кон­струк­ции из 4−8−12 фото­ап­па­ра­тов, или экшн-камер, либо спе­ци­аль­ные устрой­ства, напри­мер, Ricoh Theta.
  • Видео, сня­тое на несколь­ко устройств, объ­еди­ня­ют в спе­ци­аль­ных про­грам­мах, напри­мер, в Autopano Video.
  • Не каж­дое видео, сня­тое в фор­ма­те 360-гра­дус­но­го, мож­но посмот­реть в VR-очках. Для это­го тре­бу­ет­ся раз­де­ле­ние видео на два пото­ка для каж­до­го гла­за. Но уже сей­час появ­ля­ют­ся реше­ния для реа­ли­за­ции этой зада­чи. Напри­мер, в при­ло­же­нии krpano Panorama Viewer, кото­рое поз­во­ля­ет созда­вать видео одно­вре­мен­но и для 360-гра­дус­но­го про­смот­ра в бра­у­зе­ре, и с помо­щью VR-очков.

Примеры 360-градусных видео Тимофея Дубровских:

Пано­рам­ное видео с город­ских ледо­вых гонок «Доб­рян­ка 2014»  Закры­тие Музея совет­ско­го наи­ва в Пер­ми В зави­си­мо­сти от того, с како­го устрой­ства вы буде­те смот­реть, вы уви­ди­те раз­ные вари­ан­ты: на мобиль­ном устрой­стве это видео мож­но вра­щать или изме­нять вид пере­ме­ще­ни­ем устрой­ства, на ком­пью­те­ре вы уви­ди­те всю 360-гра­дус­ную кар­тин­ку в одном кад­ре.

Участники митапа обсудили сценарии использования VR-технологий для гражданских активистов:

  • созда­ние экс­кур­си­он­ных вир­ту­аль­ных туров для людей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми;
  • съем­ка 360-гра­дус­но­го видео для погру­же­ния в атмо­сфе­ру меро­при­я­тия;
  • съем­ка 360-гра­дус­но­го видео «гла­за­ми чело­ве­ка с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми» либо ребен­ка, живот­но­го;
  • съем­ка 360-гра­дус­но­го видео для людей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми, что­бы они полу­чи­ли новый опыт, кото­рый им может быть недо­сту­пен;
  • съем­ка 360-гра­дус­но­го видео для пол­но­го погру­же­ния в мир дру­го­го чело­ве­ка. Это реа­ли­зо­ва­но, напри­мер, в мате­ри­а­ле The New York Times «The Displaced».
Участники встречи. Фото: Иван Печищев.
Участ­ни­ки встре­чи. Фото: Иван Печи­щев.

Каж­дый участ­ник мита­па смог погру­зить­ся в вир­ту­аль­ный мир, при­ме­рив очки Google Сardboard. Они про­гу­ля­лись по горо­ду с помо­щью при­ло­же­ния Google Кар­ты (Android, iOS) и погру­зи­лись в исто­рию детей, кото­рые поте­ря­ли свои дома из-за вой­ны, – сюжет Displaced.

Пре­зен­та­ция Тимо­фея Дуб­ров­ских Все фото­гра­фии мита­па.