Как связана микросоциология и виртуальная реальность

Исследователи Лаборатории виртуальной реальности рассказали, как VR влияет на взаимодействия между людьми. На фото Степан Козлов и Мария Ерофеева. Фото: Мария Борисёнок.
Иссле­до­ва­те­ли Лабо­ра­то­рии вир­ту­аль­ной реаль­но­сти рас­ска­за­ли, как VR вли­я­ет на вза­и­мо­дей­ствия меж­ду людь­ми. На фото Сте­пан Коз­лов и Мария Еро­фе­е­ва. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Мож­но ли сон или чте­ние с экра­на назвать вир­ту­аль­ной реаль­но­стью? Что про­ис­хо­дит, когда физи­че­ское про­стран­ство чело­ве­ка допол­ня­ет­ся смарт­фо­ном и мес­сен­дже­ра­ми? Об этом на мита­пе Теп­ли­цы рас­ска­за­ли мик­ро­со­цио­ло­ги, иссле­до­ва­те­ли, осно­ва­те­ли Лабо­ра­то­рии вир­ту­аль­ной реаль­но­сти Мария Еро­фе­е­ва, Сте­пан Коз­лов и Нильс Кло­вайт.

Исследователи, основатели Лаборатории виртуальной реальности Степан Козлов, Мария Ерофеева и Нильс Кловайт. Фото: Мария Борисёнок.
Иссле­до­ва­те­ли, осно­ва­те­ли Лабо­ра­то­рии вир­ту­аль­ной реаль­но­сти Сте­пан Коз­лов, Мария Еро­фе­е­ва и Нильс Кло­вайт. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Как развивается виртуальная реальность

«Лабо­ра­то­рия визу­аль­но­го про­грам­ми­ро­ва­ния» ста­ла пер­вой ком­па­ни­ей, кото­рая про­да­ва­ла очки и пер­чат­ки вир­ту­аль­ной реаль­но­сти в 1987 году. Тогда тех­но­ло­гия была попу­ляр­ны в узких кру­гах про­грам­ми­стов. В 2014 году появи­лись очки Google Cardboard как при­мер мас­со­вой фор­мы VR-тех­но­ло­гии.

Вес­ной 2019 года ком­па­ния Facebook выпу­сти­ла новые пор­та­тив­ные очки вир­ту­аль­ной реаль­но­сти Oculus Rift S. Чем актив­нее раз­ви­ва­ет­ся мобиль­ность VR-очков, тем боль­ше вир­ту­аль­ная реаль­ность ста­но­вит­ся частью повсе­днев­ной жиз­ни.

«Когда вы наде­ва­е­те шлем вир­ту­аль­ной реаль­но­сти с пол­но­цен­ны­ми кон­трол­ле­ра­ми, то у вас появ­ля­ет­ся шесть сте­пе­ней сво­бо­ды дви­же­ния и пол­но­стью заме­ня­ет­ся кар­тин­ка того, что вы види­те». Нильс Кло­вайт

Как связана микросоциология и виртуальная реальность

Оче­редь, место ожи­да­ния, пуб­лич­ное про­стран­ство – это про­стран­ства, где люди не совсем вза­и­мо­дей­ству­ют, но зани­ма­ют пози­цию в про­стран­стве и смот­рят, что они дела­ют отно­си­тель­но того, что дела­ют дру­гие.

Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Участ­ни­ки мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Мик­ро­со­цио­ло­ги ана­ли­зи­ру­ют про­стран­ство сме­шан­ных форм вза­и­мо­дей­ствия. Это про­стран­ство, когда одно­вре­мен­но кто-то сидит за сто­лом, кто-то гово­рит или зака­зы­ва­ет еду, кто-то не участ­ву­ет в раз­го­во­ре. С рас­про­стра­не­ни­ем Интер­не­та эта кон­цеп­ция изме­ни­лась, так как люди физи­че­ски мог­ли быть в одном про­стран­стве, но общать­ся с дру­гим чело­ве­ком в вир­ту­аль­ном про­стран­стве.

Микросоциолог Нильс Кловайт. Фото: Мария Борисёнок.
Мик­ро­со­цио­лог Нильс Кло­вайт. Фото: Мария Бори­сё­нок.

В социо­ло­гии под вир­ту­аль­ной реаль­но­стью пони­ма­ют то, что про­ис­хо­дит с чело­ве­ком, когда на нем VR-шлем. В VR-про­стран­стве люди встре­ча­ют­ся, наде­вая шле­мы, и обща­ют­ся, исполь­зуя ресур­сы, кото­рые доступ­ны через шлем. При­ло­же­ние Bigscreen дает воз­мож­ность смот­реть запись видео с пер­спек­ти­вы того чело­ве­ка, кото­рый в шле­ме.

«С помо­щью Bigscreen я захо­жу в про­стран­ство ковор­кин­га, и там два про­грам­ми­ста, кото­рые дела­ют сов­мест­ный про­ект. И орга­ни­зо­вать про­стран­ство вир­ту­аль­ной реаль­но­сти важ­нее, чем созво­нить­ся, пото­му что им важ­но видеть, как люди друг на дру­га смот­рят, как они кива­ют, как меня­ет­ся взгляд». Нильс Кло­вайт

Вир­ту­аль­ная реаль­ность мед­лен­но пере­дви­га­ет нас с про­стран­ства, где все было мак­си­маль­но ано­ним­но, в про­стран­ство, где соци­аль­ные отно­ше­ния име­ют боль­шую зна­чи­мость и вес.

О противостоянии роботов и человека

Заме­нит ли вир­ту­аль­ная реаль­ность физи­че­скую? Мария Еро­фе­е­ва, изу­чив исто­рию раз­ви­тия тех­но­ло­гий, гово­рит, что нет. Тех­но­ло­гии встра­и­ва­ют­ся во вза­и­мо­дей­ствие меж­ду людь­ми, не мешая людям общать­ся в физи­че­ском про­стран­стве.

Микросоциолог Мария Ерофеева. Фото: Мария Борисёнок.
Мик­ро­со­цио­лог Мария Еро­фе­е­ва. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Одна­ко СМИ часто пишут про авто­ма­ти­за­цию и вытес­не­ние робо­та­ми чело­ве­ка с при­выч­ных ролей.

«Обра­зы авто­ма­ти­за­ции быва­ют пес­си­ми­сти­че­ские из серии: робо­ты при­дут и отни­мут нашу рабо­ту, мы будем бед­ные. Либо в более пози­тив­ном клю­че: мы будем раз­вле­кать­ся, а робо­ты вме­сто это­го будут рабо­тать за нас». Мария Еро­фе­е­ва

Мария Еро­фе­е­ва под­чер­ки­ва­ет, что тех­но­ло­гии не заме­ща­ют чело­ве­ка, а ско­рее «впле­та­ют­ся» в его жизнь в виде смарт­фо­нов, план­ше­тов, вир­ту­аль­ной реаль­но­сти. Так, появ­ле­ние мобиль­ных теле­фо­нов силь­но изме­ни­ло постро­е­ние соци­аль­ных отно­ше­ний меж­ду род­ствен­ни­ка­ми. Когда были ста­ци­о­нар­ные теле­фо­ны, то род­ствен­ни­ки подол­гу гово­ри­ли друг с дру­гом. Мобиль­ные теле­фо­ны сде­ла­ли раз­го­во­ры коро­че, но уве­ли­чи­ли их часто­ту.

4 способа разговора о технологиях

Сте­пан Коз­лов пред­ло­жил рас­смот­реть вир­ту­аль­ную реаль­ность с точ­ки зре­ния четы­рех логик раз­го­во­ра о тех­но­ло­ги­ях.

  • Логи­ка мифов. Под­ра­зу­ме­ва­ет, что опи­са­ние тех­ни­ки в куль­ту­ре суще­ству­ет в двух про­ти­во­ре­ча­щих друг дру­гу режи­мах: робо­ты, дей­ству­ю­щие назло чело­ве­ку, и робо­ты как инстру­мен­ты. Подроб­нее об этом мож­но про­чи­тать в кни­ге Жиль­бе­ра Симон­до­на «О спо­со­бе суще­ство­ва­ния тех­ни­че­ских объ­ек­тов».
  • Логи­ка тех­но­ло­гии стро­ит­ся на пред­по­сыл­ке, что если тех­но­ло­гия несет зло для чело­ве­ка, то появ­ля­ет­ся необ­хо­ди­мость про­све­тить людей и рас­ска­зать, как рабо­та­ет тех­но­ло­гия. Обу­че­ние про­грам­ми­ро­ва­нию, робо­то­тех­ни­ке, сбор­ке тран­зи­сто­ров – это выход из ситу­а­ции неопре­де­лен­но­сти тех­ни­че­ско­го вли­я­ния.

Микросоциолог Степан Козлов. Фото: Мария Борисёнок.
Мик­ро­со­цио­лог Сте­пан Коз­лов. Фото: Мария Бори­сё­нок.

  • Логи­ка субъ­ек­тив­ных харак­те­ри­стик. Что­бы опре­де­лить вир­ту­аль­ную реаль­ность, нам нуж­но пере­смот­реть свое отно­ше­ние к вир­ту­аль­ной реаль­но­сти. Дан­ная логи­ка исполь­зу­ет кон­цепт «теле­при­сут­ствия». Этот тер­мин ввел социо­лог Джо­на­тан Стью­эр, кото­рый озна­ча­ет опыт при­сут­ствия в сре­де с помо­щью того или ино­го сред­ства ком­му­ни­ка­ции (чат-бота, теле­фо­на, шле­ма).
  • Логи­ка муль­ти­про­стран­ствен­но­сти воз­ни­ка­ет, когда про­ис­хо­дит
    мно­же­ствен­ность реаль­но­стей, их пере­се­че­ния и обмен ресур­са­ми меж­ду ними. Это мож­но уви­деть на при­ме­ре игр, где часть игро­ков наблю­да­ют за игро­ком в вир­ту­аль­ном шле­ме через экран. При этом игрок в шле­ме дол­жен вза­и­мо­дей­ство­вать с объ­ек­та­ми, кото­рые видят толь­ко игро­ки-наблю­да­те­ли, и слу­шать их под­сказ­ки.

Митап про­шел 28 мар­та 2019 года при под­держ­ке Цен­тра раз­ви­тия бла­го­тво­ри­тель­но­сти и соци­аль­ной актив­но­сти в Москве «Бла­го­сфе­ра».

Практик и теоретик в области коммуникаций, доктор филологических наук Марина Шилина и Степан Козлов. Фото: Мария Борисёнок.
Прак­тик и тео­ре­тик в обла­сти ком­му­ни­ка­ций, док­тор фило­ло­ги­че­ских наук Мари­на Шили­на и Сте­пан Коз­лов. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Ска­чать пре­зен­та­цию спи­ке­ров в фор­ма­те PDF.