Как проанализировать сайт и провести его оптимизацию

Александра Артемова, старший специалист по работе с клиентами компании SEO Простор, рассказала о принципах веб-аналитики. Фото: Александра Агапова.
Александра Артемова, старший специалист по работе с клиентами компании SEO Простор, рассказала о принципах веб-аналитики. Фото: Александра Агапова.

7 фев­ра­ля 2017 года в Сама­ре в ковор­кинг-офи­се для НКО про­шел митап «Ана­ли­ти­ка сай­тов». Алек­сандра Арте­мо­ва и Вла­ди­слав Коро­лев, спе­ци­а­ли­сты ком­па­нии SEO Про­стор, позна­ко­ми­ли участ­ни­ков с инстру­мен­та­ми веб-ана­ли­ти­ки на при­ме­ре Яндекс.Метрика и рас­ска­за­ли, как исполь­зо­вать полу­чен­ную инфор­ма­цию для опти­ми­за­ции сай­та.

Эффек­тив­ный сайт не толь­ко содер­жит каче­ствен­ный кон­тент, он дол­жен быть удоб­ным и иметь высо­кую пози­цию в топе поис­ко­вых систем. Спе­ци­аль­ные систе­мы веб-ана­ли­ти­ки поз­во­ля­ют узнать, кто посе­ща­ет сайт, на каких его раз­де­лах задер­жи­ва­ют­ся посе­ти­те­ли и сколь­ко вре­ме­ни на них про­во­дят.

Мож­но ска­зать, что веб-ана­ли­ти­ка – это ана­лиз дан­ных и уме­ние делать выво­ды на осно­ве посе­ща­е­мо­сти сай­та. Абсо­лют­но все, что каса­ет­ся про­дви­же­ния, долж­но бази­ро­вать­ся на резуль­та­тах ана­ли­за. С помо­щью систем ана­ли­ти­ки мож­но не толь­ко соста­вить порт­рет поль­зо­ва­те­ля, но даже уви­деть, как чело­век водил мыш­кой по сай­ту. Алек­сандра Арте­мо­ва, стар­ший спе­ци­а­лист по рабо­те с кли­ен­та­ми ком­па­нии SEO Про­стор.

Для полу­че­ния дан­ных исполь­зу­ют­ся счет­чи­ки – спе­ци­аль­ные про­грам­мы, уста­нав­ли­ва­е­мые на сайт.

  • Счет­чи­ки-рей­тин­ги. Напри­мер, Rambler’s Top 100, Liveinternet, OpenStat, HotLog предо­став­ля­ют про­стей­шую ста­ти­сти­ку о коли­че­стве посе­ти­те­лей.
  • Систе­мы интер­нет-ста­ти­сти­ки поз­во­ля­ют полу­чить более подроб­ную инфор­ма­цию о посе­ти­те­лях: воз­раст и пол, гео­гра­фию, поис­ко­вые запро­сы, по кото­рым люди нашли сайт. Самые попу­ляр­ные систе­мы – Google.Analytics, Яндекс.Метрика, Piwik.
  • Подроб­ную дета­ли­за­цию пове­де­ния посе­ти­те­ля на стра­ни­це мож­но полу­чить с помо­щью Яндекс.Метрика и Imprace.

Еще по теме: Что обще­ствен­ные орга­ни­за­ции изме­ря­ют с помо­щью Google Analytics

Инструменты Яндекс.Метрика для анализа сайтов

  • Кар­та ссы­лок пока­зы­ва­ет, по каким ссыл­кам посе­ти­те­ли стра­ни­цы пере­хо­дят чаще все­го, а какие ими не вос­тре­бо­ва­ны.
  • Кар­та кли­ков пока­жет, на какие эле­мен­ты сай­та нажи­ма­ют посе­ти­те­ли.
  • Кар­та скрол­лин­га поз­во­ля­ет опре­де­лить, какую часть стра­ни­цы про­смат­ри­ва­ет посе­ти­тель.
  • Веб­ви­зор запи­сы­ва­ет дей­ствия посе­ти­те­лей на сай­те и пока­зы­ва­ет их в фор­ма­те видео.
  • Срав­не­ние сег­мен­тов поз­во­ля­ет соста­вить подроб­ный порт­рет посе­ти­те­ля.

Все полу­чен­ные дан­ные необ­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать и при необ­хо­ди­мо­сти вне­сти изме­не­ния в дизайн или струк­ту­ру стра­ни­цы.

Недо­ста­точ­но собрать инфор­ма­цию, нуж­но ее пра­виль­но ана­ли­зи­ро­вать. Напри­мер, раз­дел «О нас» на сай­тах ком­па­ний откры­ва­ют часто, но кар­та скрол­лин­га пока­зы­ва­ет, что чита­ет­ся толь­ко верх­няя часть стра­ни­цы. Зна­чит, длин­ный текст нуж­но сокра­тить или пере­фор­ма­ти­ро­вать. Одна­жды при ана­ли­зе сай­та мага­зи­на ока­за­лось, что посе­ти­те­ли актив­но нажи­ма­ют на ста­тич­ные икон­ки рядом с опи­са­ни­ем услуг. Мы посо­ве­то­ва­ли этой ком­па­нии сде­лать сами кар­тин­ки и под­пи­си к ним кли­ка­бель­ны­ми, а на откры­ва­ю­щих­ся стра­ни­цах раз­ме­стить более подроб­ную инфор­ма­цию. При ана­ли­зе сай­тов мы встре­ча­ем очень мно­го оди­на­ко­вых оши­бок, таких как отсут­ствие лого­ти­па или раз­ме­ще­ние номе­ра теле­фо­на орга­ни­за­ции в под­ва­ле сай­та, где его никто не видит. Вла­ди­слав Коро­лев, руко­во­ди­тель отде­ла мар­ке­тин­га и рекла­мы ком­па­нии SEO Про­стор.

Владислав Королев, руководитель отдела маркетинга и рекламы компании SEO Простор. Фото: Александра Агапова.

Еще по теме: Видео­урок Теп­ли­цы: новые функ­ции в Google Analytics, как пра­виль­но их настро­ить и исполь­зо­вать

6 советов Владислава Королева, которые помогут избежать распространенных ошибок и самостоятельно оптимизировать сайт

  1. Про­верь­те кор­рект­ность отоб­ра­же­ния в адрес­ной стро­ке URL сай­та. Осо­бен­но часто некор­рект­ные URL встре­ча­ют­ся у кирил­ли­че­ских доме­нов.
  2. Отсут­ствие фай­ла sitemap сни­жа­ет эффек­тив­ность запро­сов через поис­ко­вые систе­мы. Если на дан­ный момент кар­та сай­та отсут­ству­ет, ее необ­хо­ди­мо создать.
  3. Обра­ти­те вни­ма­ние на нали­чие под­пи­си у лого­ти­па ком­па­нии. В боль­шин­стве слу­ча­ев одно­го изоб­ра­же­ния недо­ста­точ­но, что­бы чело­век понял, где он нахо­дит­ся.
  4. Слиш­ком мно­го опо­ве­ще­ний вызы­ва­ет недо­воль­ство посе­ти­те­лей, кото­рым при­хо­дит­ся их закры­вать. Умень­ши­те их коли­че­ство или сде­лай­те менее замет­ны­ми. Напри­мер, окно онлайн-кон­суль­тан­та луч­ше оста­вить в виде бегун­ка, кото­рый жела­ю­щие смо­гут открыть само­сто­я­тель­но.
  5. Про­верь­те, что отоб­ра­жа­ет­ся на стра­ни­це 404. Что­бы удер­жать посе­ти­те­ля на сай­те, раз­ме­сти­те на ней ссыл­ку на глав­ную стра­ни­цу, добавь­те обра­ще­ние к нему или даже весе­лую кар­тин­ку.
  6. Посмот­ри­те, как выгля­дит сайт на раз­лич­ных устрой­ствах, в том чис­ле на мобиль­ных теле­фо­нах. Все боль­шее коли­че­ство людей выхо­дит в Интер­нет с мобиль­ных устройств, если вы рас­счи­ты­ва­е­те на эту ауди­то­рию, необ­хо­ди­мо раз­ра­бо­тать удоб­ный адап­тив­ный дизайн.

Пре­зен­та­ция Алек­сан­дры Арте­мо­вой «Что такое web-ана­ли­ти­ка?» в фор­ма­те PDF.

Пре­зен­та­ция Вла­ди­сла­ва Коро­ле­ва «Рас­про­стра­нен­ные ошиб­ки и ана­лиз сай­та» в фор­ма­те PDF.

Еще по теме: 31 инстру­мент для авто­ма­ти­за­ции email рас­сыл­ки: мар­ке­тинг, ана­ли­ти­ка, тести­ро­ва­ние