Митап «Веб-аналитика для сайтов НКО»: материалы встречи

Google Analytics. Скриншот трафика.
24 апре­ля состо­ял­ся митап «Веб-ана­ли­ти­ка для сай­тов НКО» с раз­ра­бот­чи­ком Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий Львом Звя­гин­це­вым. На встре­че был рас­смот­рен инстру­мент Google Analytics, его основ­ные функ­ции и пре­иму­ще­ства в полу­че­нии инфор­ма­ции о пове­де­нии поль­зо­ва­те­лей на сай­те. 

Сайт Google Analytics содер­жит подроб­ную инфор­ма­цию обо всех воз­мож­но­стях ана­ли­за сай­та с обу­ча­ю­щи­ми роли­ка­ми. На мита­пе Лев Звя­гин­цев сде­лал под­бор­ку из самых важ­ных пока­за­те­лей, осво­ив кото­рые, вы смо­же­те оце­нить эффек­тив­ность рабо­ты сай­та. Если вы рабо­та­е­те с Яндекс.Метрика, то реко­мен­ду­ем посмот­реть обу­ча­ю­щий видео­урок от «Теп­ли­цы».

Для чего нам нуж­на ста­ти­сти­ка?

Если у вас есть сайт, то, ско­рее все­го, что вни­зу вашей стра­ни­цы сай­та нахо­дит­ся счет­чик «коли­че­ство посе­ти­те­лей». Это поз­во­ля­ет делать выво­ды о попу­ляр­но­сти сай­та, но не даст вам даль­ней­шей инфор­ма­ции для раз­мыш­ле­ний: «Что про­чи­тал гость сай­та? Какие мате­ри­а­лы уви­дел? Заме­тил ли он кноп­ку пожерт­во­ва­ния? Захо­дил ли в раз­дел «Наши меро­при­я­тия»?».

Самый удоб­ный спо­соб отсле­жи­вать пере­ме­ще­ния поль­зо­ва­те­лей на сай­те – это попро­сить прой­ти про­це­ду­ру реги­стра­ции. Сего­дня из-за высо­ко­го коли­че­ства инфор­ма­ции поль­зо­ва­тель может про­ве­сти на вашем сай­те 30 секунд и уйти с ваше­го сай­та. Google Analytics поз­во­ля­ет зафик­си­ро­вать пове­де­ние чело­ве­ка за такой корот­кий про­ме­жу­ток вре­ме­ни, соста­вить его демо­гра­фи­че­ский порт­рет и опре­де­лить источ­ник пере­хо­да на сайт.

Фото: mariebo
Фото: Мария Бори­се­нок.

Уста­нов­ка Google Analytics

Для нача­ла вам потре­бу­ет­ся заре­ги­стри­ро­вать­ся в Google Analytics и уста­но­вить код отсле­жи­ва­ния на ресурс. Код ана­ли­ти­ки состо­ит из двух частей: первую часть кода предо­став­ля­ет Google Analytics (или Яндекс.Метрика), вто­рая часть кода зави­сит от вашей CMS («дви­жок» ваше­го сай­та). После того как код сге­не­ри­ро­ван, он ста­вит­ся на каж­дую пуб­лич­ную стра­ни­цу сай­та.

Скриншот формы регистрации Google Analytics
Скрин­шот фор­мы реги­стра­ции Google Analytics

Клю­че­вые пока­за­те­ли Google Analytics

При рабо­те с Google Analytics вы смо­же­те состав­лять «Спе­ци­аль­ные отче­ты» для себя, ука­зав в них важ­ные и нуж­ные вам пара­мет­ры. На глав­ной стра­ни­це вы може­те уви­деть коли­че­ство сеан­сов (посе­ще­ний), и имен­но эта циф­ра отоб­ра­жа­ет­ся в футе­ре (самая ниж­няя часть сай­та).

Сред­няя дли­тель­ность сеан­са — пока­за­тель, кото­рый отра­жа­ет, сколь­ко вре­ме­ни чело­век про­вел на каж­дой отдель­ной стра­ни­це сай­та. На осно­ве это­го пока­за­те­ля вы смо­же­те понять, был ли это слу­чай­ный посе­ти­тель, или чело­век из вашей целе­вой ауди­то­рии. Пока­за­тель 2 мину­ты сеан­са счи­та­ет­ся низ­ким.

Скриншот c сайта Google Analytics. Показатель времени сеанса.
Скрин­шот c сай­та Google Analytics. Пока­за­тель вре­ме­ни сеан­са.

Коли­че­ство отка­зов – пока­за­тель, кото­рый отра­жа­ет меру инте­ре­са к ваше­му сай­ту. Для Google Analytics отказ – это ситу­а­ция, когда поль­зо­ва­тель пере­шел на стра­ни­цу сай­та и сра­зу же закрыл ее.

Насколь­ко низ­кий дол­жен быть пока­за­тель отка­за, что­бы сайт счи­тал­ся эффек­тив­ным? – Если 30% и ниже, то сайт хоро­ший, и вы рабо­та­е­те для нуж­ной ауди­то­рии. Один из трех посе­ти­те­лей слу­чай­ный гость.

Фото: mariebo
Фото: Мария Бори­се­нок.

Обра­ти­те вни­ма­ние: при рабо­те с Google Analytics вы столк­не­тесь с пока­за­те­ля­ми «отка­за» и «выхо­да с сай­та». В чем раз­ли­чие? Google Analytics счи­ты­ва­ет опре­де­лен­ный алго­ритм дей­ствий поль­зо­ва­те­ля.

Алго­ритм для ситу­а­ции «отка­за»: поль­зо­ва­тель зашел на сайт и сра­зу вышел.

Алго­ритм для ситу­а­ции «выхо­да» с сай­та: поль­зо­ва­тель зашел на ваш сайт, пере­шел на дру­гую стра­ни­цу (!) и ушел с сай­та.

Вы так­же може­те настро­ить отчет «Визу­а­ли­за­ция пере­хо­дов», что­бы нагляд­но смот­реть, как посе­ти­тель пере­хо­дит по раз­де­лам ваше­го сай­та.

Про при­чи­ны высо­ких пока­за­те­лей отка­зов и как их сни­зить, вы смо­же­те про­чи­тать здесь.

Ана­лиз кон­вер­сий

Кон­вер­сия (от лат. conversio — пре­вра­ще­ние) – это отно­ше­ние чис­ла посе­ти­те­лей сай­та, выпол­нив­ших на нем какие-либо целе­вые дей­ствия. То есть вы изна­чаль­но опре­де­ля­е­те важ­ные для себя цели: коли­че­ство про­смот­ров, уни­каль­ных поль­зо­ва­те­лей, про­шед­ших реги­стра­цию, – и Google Analytics будет отсле­жи­вать, как вы дости­га­е­те цели через коли­че­ствен­ный пока­за­тель. Напри­мер, если вы достиг­ли 9 из 10 целей, то коэф­фи­ци­ент кон­вер­сии соста­вит 90%.

Ана­лиз источ­ни­ков тра­фи­ка ваше­го сай­та

Пока­за­тель тра­фи­ка рас­ска­зы­ва­ет вам, как поль­зо­ва­тель нашел ваш сайт: через поис­ко­вик, рефе­раль­ные ссыл­ки (бан­не­ры), соци­аль­ные сети.

Совет от Льва Звя­гин­це­ва

Не рас­счи­ты­вай­те, что если хоро­шо рабо­та­ет один источ­ник, то так будет все­гда. Ста­рай­тесь исполь­зо­вать раз­ные кана­лы свя­зи и учи­тесь рабо­те с ними.

Google Analytics. Скриншот трафика.
Google Analytics. Скрин­шот отчё­та c пока­за­те­ля­ми тра­фи­ка и кон­вер­сий.

Поиск по сай­ту

Поиск по сай­ту вклю­ча­ет в себя целую серию пока­за­те­лей, с помо­щью кото­рых вы смо­же­те узнать:

  • сколь­ко посе­ти­те­лей исполь­зу­ет поис­ко­вую систе­му на вашем сай­те;
  • какие поис­ко­вые запро­сы исполь­зу­ют посе­ти­те­ли;
  • как посе­ти­те­ли вза­и­мо­дей­ство­ва­ли с вашим сай­том после выпол­не­ния поис­ка (напри­мер, уточ­ня­ли ли они запрос, про­смат­ри­ва­ли дру­гие стра­ни­цы или же сра­зу ухо­ди­ли с сай­та).
Фото: mariebo
Фото: Мария Бори­се­нок.

WebVisor и Теп­ло­вая кар­та кли­ков

Веб­ви­зор (WebVisor) — новая тех­но­ло­гия для ана­ли­за дей­ствия посе­ти­те­лей сай­та в режи­ме онлайн-видео. С помо­щью встро­ен­но­го пле­е­ра вы може­те наблю­дать за дей­стви­я­ми поль­зо­ва­те­ля, пере­дви­же­ни­ем его кур­со­ра, после­до­ва­тель­но­стью откры­тия вкла­док и дру­ги­ми пере­ме­ще­ни­я­ми.

Как Webvisor считывает сайт "Виртуальная рында"
Как Webvisor счи­ты­ва­ет сайт «Вир­ту­аль­ная рын­да»

Теп­ло­вая кар­та – это раз­ра­бот­ка Яндек­са, и на мита­пе посчи­та­ли важ­ным рас­ска­зать про этот инстру­мент для НКО.

Прин­цип рабо­ты теп­ло­вой кар­ты в том, что на стра­ни­цу сай­та накла­ды­ва­ет­ся слой, где теп­лы­ми цве­та­ми пока­за­ны те обла­сти, на кото­рые чаще все­го попа­да­ет кур­сор поль­зо­ва­те­лей, холод­ны­ми цве­та­ми – зоны сай­та, на кото­рые не обра­ща­ют вни­ма­ния. Для НКО реко­мен­ду­ем про­те­сти­ро­вать «кноп­ку пожерт­во­ва­ний» через такую кар­ту.

Пример отображения тепловой карты Яндекса
При­мер отоб­ра­же­ния теп­ло­вой кар­ты Яндек­са

Краткое резюме встречи вы можете посмотреть в минутном ролике со Львом Звягинцевым: